понедельник, 15 февраля 2010 г.

Ocтался верен до конца...


Он был почти ровесником двад­цатого века и встретил его главное событие - Великую Октябрьскую социалистическую революцию -зрелым шестнадцатилетним чело­веком. И навсегда остался верен ей. Скупые свидетельские показа­ния донесли до нас его последние слова, сказанные в лицо врагам за минуту до казни: «Вам никогда не победить наш народ. Он еще от­платит за ваши злодеяния. Да здравствует Россия и ее народы».
... До войны Петр Гордеевич Шкареда работал оперуполномо­ченным уголовного розыска Ново-Минского районного отдела внут­ренних дел. К службе относился очень серьезно, за что завоевал уважение скупых на похвалу ста­ничников.
В первый же день Великой Оте­чественной войны коммунист П. Г. Шкареда написал рапорт с прось­бой отправить на фронт, но полу­чил отказ, в котором было сказано, что и в тылу у него достаточно ра­боты. А ее действительно хватало: нужно было снабжать Красную Ар­мию продовольствием, обмунди­рованием и боеприпасами, обеспе­чивать порядок, учить новобранцев владению оружием. В августе 1942 года, когда стало ясно, что немцы ок­купируют район, Петр Гордеевич вмес­те с первым секретарем Новоминско­го райкома партии Матвеем Николае­вичем Таракановым и другими товари­щами создали партизанский отряд «За­щита Родины» и вступили в смертель­ную схватку с фашистами. Партизаны нападали на вражеские обозы, осво­бождали пленных, подрывали мосты и коммуникации, везде, где удавалось, убивали врага.

В октябре 1942 года командир партизанской разведки Петр Шкареда был послан из предгорий в районе Ту­апсе, где находился лагерь партизан, в глубокий тыл, в станицу Новодере-вянковскую Ново-Минского района для выполнения оперативных заданий. До­бравшись до места назначения, скры­вался, жил у знакомых на нелегальном положении. 19 января 1943 года по до­носу полицая был схвачен и достав­лен в местную комендатуру. На второй день, 20 января, партизана под усилен­ной охраной доставили в Ново-Минскую военную комендатуру к капитану Креемиеру. Здесь его зверски избивали, жгли, требуя назвать своих сообщников и месторасположение партизанской базы.
Особенно усердствовал на допро­сах Шкареды сотрудник гестапо фель­дфебель Кемфлер, который применял к арестованному партизану самые изо­щренные пытки: иголки под ногти, рас­каленный металл, обливание на моро­зе холодной водой и другие. Шкареданичего не сказал врагу. В надежде, что он не выдержит и расскажет все, немцы при отступлении увез­ли его с собой.
После освобождения Ново-Мин­ского района от немецко-фашистс­ких захватчиков труп Петра Горде­евича Шкареды был обнаружен в станице Придорожной Каневского района и доставлен в нашу стани­цу. Он был страшно изуродован: череп пробит, отрублены ноги и левая рука, в области лица име­лась пробоина, нанесенная уда­ром штыка, на теле и конечностях трупа имелись многочисленные ожоги. Враги не смогли сломить волю Петра Шкареды, который до последнего дыхания остался ве­рен Родине, отдав за нее свою жизнь.
... В братской могиле на станич­ной площади вместе с другими ге­роями гражданской и Отечествен­ной войн лежит прах члена ВКП(б), партизана Петра Гордеевича Шка­реды. Мимо братской могилы, вечно торопливые, проходят люди, мчится время, спасенное поколением Петра Гордеевича. И до тех imp, пока на земле будет существовать жизнь и голубеть небо, в сердцах людей будет жить не иссякая благодарная память о Петре Гордеевиче Шкареде и его боевых товарищах, жизнью своей обеспечивших нашу сегодняшнюю действительность.

Ноха Султханов

"Каневские зори" , 3 февраля 1998 года

Комментариев нет:

Отправить комментарий